пятница, 13 апреля 2012 г.

«Одна планета – сто держав»

   поэтическая книжная полка                                

 Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством народного поэта Дагестана Расулом Гамзатовым. Он – горец, сын малочисленного аварского народа, сумел раздвинуть в своей поэзии национальные и территориальные границы и стать поэтом, известным далеко за пределами родного края.

            Родился Р. Гамзатов в 1923 г. в Дагестане в ауле Цада, где, если верить горцам, бывают самые яркие, огненные рассветы и закаты. Вероятно, отсюда и пошло название аула, которое в переводе на русский язык означает: «в огне». (Слайд № 2)
            Его отец – народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса.
            Расул родился в семье четвертым ребенком и третьим сыном. (Зачитать как Расулу давали имя, и что оно означает. «Из книги Р. Гамзатова: «Мой Дагестан» стр. 20) (Слайд № 3)  
            Когда Расул был маленьким, отец брал его к себе в косматую шубу и читал свои стихи. Вот почему он знал его стихи еще до того, как мог ездить на коне и надевать пояс. Взрослые соседи, школьные учителя заставляли его читать отцовские стихи еще до того, как они появлялись в печати.
²   ²   ²
Потом я. Средний сын поэта,
Слагать стихи пристрастился сам.
Первое стихотворение Расул написал в 11 лет. Его первые стихи были о школе, о товарищах, об учителях. Они печатались в газете «Большевик гор», в газете города Буйнакска раз в месяц. Свои стихи Расул подписывал псевдонимом отца Цадаса. Однажды горец, который не знал, что Расул пишет стихи, сказал: «Послушай, брат, что случилось с твоим уважаемым отцом? Раньше, прочитав его стихи один только раз, я запоминал их сразу наизусть, а теперь даже понять не могу!» Тогда он решил сделать имя отца своей фамилией и стал подписываться так: Расул Гамзатов.
            Поэт окончил педагогическое училище в г. Буйнакске и затем вернулся в свою школу – учителем. Теперь она носит имя его отца Гамзата Цадасы.
             Также Гамзатов окончил Московский литературный институт, который по его словам: «научил держать перо, научил сидеть, склонившись над белой бумагой, научил думать, любить и ценить святое чувство недовольства собою и своим словом. Здесь он познакомился с русскими поэтами: Блоком, Есениным, Маяковским и др.
            Расул рано достиг душевной и творческой зрелости. Она далась ему нелегко – ценою больших, глубоких, подчас горьких переживаний. На войне он потерял двух старших братьев, через несколько лет тяжело пережил смерть отца, который был ему и другом и наставником в поэзии. В эти годы поседела его молодая голова. Он как-то сразу почувствовал себя взрослым и мужественно осознал ответственность, свое назначение в жизни и в поэзии.

             Знакомя вас с творчеством поэта, я хочу его стихи разделить на 3 книжные полки:
Первая полка: «Мой Дагестан» (Слайд № 4, 5)
            Гете сказал, что если хочешь узнать поэта, надо побывать на его родине. Но когда речь идет о таком поэте, как Р. Гамзатов, можно и переиначить слова великого немца: «Если хочешь узнать страну, узнай её поэта».
            Читаешь его строки и шаг за шагом приближаешься к Дагестану, потихоньку накатывается свежее дыхание Каспийского моря, подымаешься по скалам и кручам на аварскую землю, и, наконец, он – побратавшийся с небом аул Цада.   

Прочитать стихотворения:



Цада — Цадастан

Тепло гранитного гнезда,
Вершин высоких острия.
Ты — колыбель моя, Цада,
Ты — песня первая моя.

Цада — сто крыш и сто дворов.
Вспоил меня ты и вскормил.
Храня на сердце отчий кров,
Объездил я стоцветный мир.

Снега неслись из темноты —
Я холода не ощущал.
Своим теплом и светом ты
Меня в дорогах защищал.

И пусть в какой-нибудь стране
Аварца видели впервой,
Клянусь: понятен был вполне
Язык твоей любви живой.

Он будто музыка звучал
В любви немыслимой дали.
Я братьев по любви встречал
На всех материках Земли.

Взглянув на мир со всех сторон,
Я убедился навсегда:
Не сто дворов, а миллион
Объединил аул Цада.

Гнездо из камня и тепла,
Частица доброго огня,
Источник, где, звеня, текла
Вода, вспоившая меня.

Ты Родиной влюбленным стал.
Тебя я всюду узнаю.
Моя держава—Цадастан,
Тобой живу.
Тебя пою.


²   ²   ²  
Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,
Не молиться,
Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?

Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!


            В стихах Гамзатова Дагестан как бы открывается нам изнутри. Мы видим мудрых и проницательных стариков – горцев с седыми усами и бородами, видим, как молодые парни, по старинному местному обычаю, кидают папахи в окна девушек с которыми мечтают обручиться, видим, как резвятся чумазые ребятишки и многое другое.
            Понятие родины охватывает пространство от родного аула до чувства родства и близости с народами всей земли. Не раз говорил Гамзатов о любви и верности родному краю, отчему дому: «Прекрасен дом, куда я возвратился, изъездив сто земель и сто дорог».
Вторая полка: «Войны отечественной пламя» (Слайд № 6, 7)
²   ²   ²
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
            Кто не знает эту потрясающую песню, родившуюся сначала на аварском языке, потом переведенную на русский и ставшую не только естественным фактом русской поэзии и культуры, а и частью души русского человека. Пламя Войны коснулось тысячи жителей родного Дагестана, им поэт посвятил проникновенные строки стихотворений. Прочитать стихотворения

Клятва сыновей

С головами поникшими
Над отцами погибшими
Встали мы.
 
Над легендой повитыми
Их могильными плитами
Встали мы.
 
Им, как будто бы мысленно,
Тихо мы и не выспренне
Говорим:
 
"Листья вашего дерева,
А не серая тень его –
Это мы!
 
Эхо вашего голоса,
Зерна вашего колоса –
Это мы!
 
Битв минувших не отблески,
А законные отпрыски –
Это мы!
 
Меж годами посредники,
Вашей славы наследники –
Это мы!
 
Всех имён ваших словники,
Ваших кровников кровники –
Это мы!
 
Ваших помыслов вестники,
Вашей правды наместники –
Это мы!
 
Ваших давних наветчиков
Превратили в ответчиков –
Это мы!
 
Продолжение повести
Вашей чести и совести –
Это мы!
 
Ваших судеб защитники,
Не лохматые битники –
Это мы!
 
 
 
 
Ваших дум воплощение
И грехов отпущение –
Это мы!
 
Верность вашим обличиям,
Верность вашим обычаям –
Мы храним!
 
Верность вашему воинству
И мужскому достоинству –
Мы храним!
 
Верность вашему мужеству
И великому дружеству –
Мы храним!
 
Верность вашей душевности
И святой вашей верности –
Мы храним!
 
Сами ставшие взрослыми,
Вам клянёмся мы веснами,
Светом собственных глаз
 
И огнём над метелями,
Хлебом и колыбелями –
Быть достойными вас!"















Берегите друзей
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился -
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его - вини дорогу
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.

Третья полка: «С любовью к женщине» (Слайд № 8, 9)
            Мать, женщина – вечная тема поэзии. Невозможно даже представить, сколько прекрасных слов сказано об том. Но Гамзатов нашел новые, необыкновенные слова. Он не стеснялся признаваться в любви и преклонении к женщинам.
Прочитать стихотворения:

²   ²   ²
Не надо мне лекарств и докторов,
И вы, чьи матери покуда живы —
Не тратьте на меня сердечных слов,
Казаться будет мне: они фальшивы.

Я не виню вас, не питаю зла,
Но мне участье ваше не поможет —


Покуда мать моя жива была,
Я сострадать был не способен тоже…

Чем тех жалеть, кого уж нет в живых,
Чем плакать соучастливо со мною,
Щадите лучше матерей своих —
От собственных невзгод, от бед чужих —
Оберегайте их любой ценою!

Я вас прошу: и ныне, и всегда
Вы матерей своих жалейте милых,
Не то поверьте мне, вас ждёт беда —
Себя вы не простите до могилы.

А я вдруг задыхаюсь среди дня,
Вдруг просыпаюсь с криком среди ночи,
Мне чудится, что мать зовёт меня,
Мне кажется, я слышу крик: «Сыночек!»

… Вы, приходящие ко мне сейчас —
Велик ли прок от ваших взглядов слёзных?
Своих живых — я заклинаю вас!!! -
Жалейте матерей, пока не поздно…
 
Три женщины
 
     Три женщины в путь провожали меня.
     Одна прислонилась к платану
     И бросила вслед,
     головы не клоня:
     - Забудешь, я плакать не стану.
     Вторая стояла близ отчих дверей,
     Кувшин она полный держала.
     И я услыхал:
     - Возвращайся скорей!
     - А третья, вздохнув, промолчала.
     О первой забыл я за первой горой,
     Белевшей под облаком алым,
     И с легкой душою в пути о второй
     Забыл за вторым перевалом.
     Летал и кружил я по сотням дорог,
     Подхлестывал время, как плетью,
     Но все ж позабыть за горами не мог
     Из трех, мной целованных, третью.
     И первая, злая, на крыше ждала,
     Когда я вернулся к вершинам.
     И вышла вторая, добра и мила,
     Навстречу мне с полным кувшином.
     А третью,
     хоть даже не стала встречать,
 Забыть не сумею и впредь я.
     И будет ночами мне сниться опять
Из трёх, мной целованных, третья
  
Любимых женщин имена
 
     Встревожены земные шири,
     Но знаю способ я один,
     Как укротить в подлунном мире
     Воинственность его мужчин.
     Когда б мне власть была дана,
     Вершинам всем,
     являя разум,
     Я даровал бы в мире разом
     Любимых женщин имена.
     Чтоб опустились руки вдруг
     Пред картою у бомбардира,
     Пусть лучшей половины мира
     Глаголят имена вокруг.
     Когда б мне власть была дана,
     Неся ответственность пред веком,
     Я матерей бы имена
     Присвоил пограничным рекам.
     Еще дух рыцарства в чести,
     И, может, власть его опеки
     Переступить такие реки -
     Удержит воинов в пути.
     В честь просветления очей,
     Издав указ антивоенный,
     Назвал бы звезды во вселенной
     Я именами дочерей.
     И сразу бы на небе мира
     Не стало б в далях грозовых
     Ни одного ориентира
     Для самолетов боевых.
     И, обретя покой, планета
     Жила бы, радости полна...
     Звучат всегда в душе поэта
     Любимых женщин имена.



            Творчество Гамзатова обширно: он создал замечательные произведения самых разнообразных жанров.
            Его поэзию понимают люди разных возрастов, включая самый юный, разных народов и континентов.
            8 сентября 2003 г. в день 80-летия поэта: за особые заслуги перед отечеством президент В. В. Путин вручил Гамзатову высшую награду страны – орден святого апостола Андрея Первозванного.
            3 ноября 2003 г. Расул Гамзатов умер. Похоронен он в г. Махачкале рядом с могилой жены. (Слайд № 10)
          Проведен обзор книжной выставки: «Покуда вертится земля»
Выставка:
1. Расул Гамзатов: «Книга любви»
2. Расул Гамзатов: «Клятва Землей»
3. Расул Гамзатов: «Покуда вертится земля»
4. Расул Гамзатов: «Четки лет»
5. Расул Гамзатов: «Очаг»
6. Расул Гамзатов: «Письмена»
7. Расул Гамзатов: «О бурных днях Кавказа»

Литература:
1. Баруздин, С. / Заметки о детской литературе / С. Баруздин. – М.: Дет. лит., 1975. – С. 303-305.
2. Гамзатов, Р. / Мой Дагестан / Р. Гамзатов. – М.: Молодая Гвардия, 1972. – 424 с.
3. Зайцев, В.А. Поэтическое открытие современности / В.А. Зайцев. – М.: Просвещение, 1988. – С. 101-102.
4. Литература народов СССР / Сост. П.Ф. Славгородский. – М.: Просвещение, 1966. – С. 82 – 100.
5. В горах мое сердце [электронная презентация] / Сост. Тамара Михайловна Корытко. – Новозыбков, 2012. – 10 сл. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий